Ямщик не огурщик: всякого возит, хоть и ругается

Опубликовал Александр Конаковский сегодня в 11:50, просмотров 47, источник
Печать фотографий в Конаково - 10х15 - 15х20 - 21х30 - 30х40

Приближается год красной огненной Лошади. А она барышня своенравная – еще не прискакала, но уже требует к себе внимания и очень не любит, когда-то ругается. Удача в новом году ждет того, кто сможет с ней поладить и заставить работать на себя.  

В старые времена с лошадьми прекрасно управлялись ямщики, которые перевозили пассажиров и грузы. Другого транспорта тогда не было, и ямщикам приходилось преодолевать до 200 километров в день, часто меняя лошадей. И к каждой из них нужен был свой подход.

Непросто было ладить не только с лошадьми, но и с пассажирами, среди которых попадались те ещё «экземпляры». Но никуда не денешься: заплачено – надо ехать. Появилась даже пословица: ямщик не огурщик – всякого возит (только рядись). Огурщик в данном случае – бездельник, упрямый лентяй.

С этим не поспоришь: уж кому-кому, а ямщикам точно было не до лени. Неслучайно именно из ямщицкой среды вышли многие поговорки и выражения, сохранившиеся до наших времен. Сегодня в нашей рубрике «ТОП-5» мы вспомним самые известные из них.

«Не видно не зги»

Это ямщицкая присказка, связанная с конской упряжью.

«Зга» – кольцо в верхней части дуги, через которое продевали повод, запрягая лошадь. Это делалось для того, чтобы поводья не болтались. Распрягая коня, нужно было вынуть вожжи через это колечко.

Когда становилось темно или опускался сильный туман, ямщик не видел згу даже вблизи, а значит, ехать было опасно. Приходилось добираться до ближайшего населенного пункта и ждать утра или ясной погоды.

К слову, когда ямщик вез важных людей, на дугу вешали колокольчик. В разных губерниях колокольчики были разные, и бывалый возница мог без труда определить, кто и откуда едет.

«Взялся за гуж, не говори, что не дюж»

Это выражение также связано с частью упряжи – гужом.

Гуж – кожаная (или веревочная) петля у хомута, скрепляющая оглобли с дугой.

Когда в распутицу ямщик отправлялся в дорогу, и лошадь застревала, ему ничего не оставалось, кроме как слезать с облучка и браться за гуж. Представляете, какой силищей должен был обладать ямщик, чтобы вытащить за этот гуж лошадь и повозку!

Отсюда и пошло это выражение, которое используется до сих пор, когда речь идет о деле, которое, несмотря на все трудности, нельзя бросать на полпути, а нужно довести до конца.

«Захомутать»

Известное слово «захомутать», а вместе с ним и выражение «надеть хомут на шею», также пришли к нам из ямщицкого быта.

Связаны они с хомутом – частью упряжи для тяговых лошадей. Хомут надевали на шею лошади, чтобы она никуда не делась от телеги, которую должна была везти.

Хомут – не зга, он знаком если не всем, то многим. И значение слова «захомутать», причем не только прямое, то переносное, – тоже не секрет. Достаточно вспомнить фильм «Кубанские казаки», где Галина Ермолаевна «захомутала» Гордея Гордеича.

«На перекладных»

По дороге, если ямщик вез людей, к примеру, из Твери в Санкт-Петербург, довольно часто приходилось останавливаться.

Лошади уставали, и их нужно было менять, то есть «перекладывать». Отсюда и пошло выражение «добраться на перекладных». Согласно другой версии, перекладывать приходилось багаж.

В наше время выражение «добраться на перекладных» означает доехать, используя разные способы – пешком, поездом, на автомобиле и т.д.

Также выражение имеет переносное значение – не прямым рейсом, а с пересадками.

«Ёлки-палки»

Порой ямщики ругались на лошадей так, что даже многое повидавшие купцы смеялись в голос, а молодые барышни краснели и отворачивались.

Правда это или легенда, но говорят, что в XIX веке один московский градоначальник, услышав, как какой-то ямщик ругается, издал указ. В нем он велел ямщикам использовать нейтральное выражение «ёлки-палки» вместо ужасных слов, которыми они «угощали» своих лошадей прямо на глазах у публики.

В XX веке «ёлки-палки» стали официально «разрешенной» заменой мата – в кино, на радио, в литературе. Цензура не пропускала крепкие слова, и «ёлки-палки» вошли в массовую речь.

По одной из версий, история этого выражения, которое употребляется до сих пор, связана с бытовой досадой: когда вместо пышной ели на праздники приносили жалкие палки почти без веток.

Стоит добавить, что есть еще слово «рассупонился», которое сейчас почти не употребляется, но в лету еще не кануло. И оно тоже связано с конской упряжью. Супонь – это ремешок, которым связывали хомут.  – это ремешок, которым связывали хомут. Вернее, закрепляли, чтобы лошадь в пути его не скинула.

Если супонь была завязана туго, то и лошадь слушалась. А если разбалтывалась – хомут расслаблялся, и лошадь становилась неуправляемой. Отсюда и пошло выражение: «что ты рассупонился». В переносном смысле так говорят тогда, когда есть какое-то срочное дело, а человек не готов, ходит туда-сюда и не торопится собираться.

В ямщицкой теме оказалось столько всего интересного, что мы решили вернуться к ней на новогодних праздниках. Расскажем вам о том, почему ямщики были так богаты, что даже открывали свое собственное дело, и почему этому богатству настал конец. Следите за обновлениями на ТОП Тверь.

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ